Р.М. Алексахин | ВНИИ сельскохозяйственной радиоэкологии и агроэкологии РАСХН |
Л.И. Анисимова | МЧС России |
С.Т. Беляев | Российский научный центр "Курчатовский институт" |
Л.А. Большов | Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН |
Ю.А. Израэль | Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН |
Л.А. Ильин | ГНЦ "Институт биофизики" |
И.И. Линге | Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН |
А.Ф. Цыб | Медицинский радиоэкологический научный центр РАМН |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Введение
Государственная программа предусматривает широкий комплекс работ по социальной защите затронутых аварией граждан, развитию здравоохранения на загрязненных территориях и оказанию специализированной медицинской помощи, мониторингу состояния окружающей среды и доз облучения населения, меры по снижению дозовых нагрузок, включая мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, санитарные ограничения, социально-психологическую и экономическую реабилитацию населения и территорий.
С 1994 года координация работ по преодолению последствий чернобыльской аварии Правительством РФ поручена МЧС России. В реализации госпрограммы принимают участие Министерства здравоохранения и сельского хозяйства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральная служба леса, Росгидромет, Министерство образования и другие ведомства. Часть работ выполняется непосредственно местными органами власти за счет средств государственной программы.
Несмотря на трудное экономическое положение России государством выделяются большие средства. Только в 1992-1995 годах на работы по преодолению последствий аварии Россией израсходовано свыше 9 триллионов рублей, а в соответствии с Законом выплачено в виде льгот и компенсаций 5 триллионов рублей (что составляет в сумме более 3 млрд. долларов).
За десять лет произошло очень многое. К несчастью, происходили страшные природные и техногенные катастрофы, подобные землетрясениям в Армении и Нефтегорске или железнодорожной катастрофе под Уфой. В них гибли тысячи, а иногда и десятки тысяч людей. Однако в отличие от других чрезвычайных ситуаций именно понятие чернобыльцев-участников работ в зоне ЧАЭС, эвакуированных и переселенных, проживающих на загрязненных территориях, прочно вошло в нашу жизнь.
Как оцениваются нами последствия Чернобыльской катастрофы через десять лет, что сделано за эти годы, каково понимание сегодняшней ситуации и дальнейших перспектив преодоления последствий чернобыльской катастрофы - тема настоящего официального доклада МЧС России, подготовленного ведущими российскими специалистами.
Министр МЧС России С.К.Шойгу
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала крупной техногенной и гуманитарной катастрофой XX века.
В результате аварии радиоактивному загрязнению только в России подверглась территория 19-ти субъектов Российской Федерации с населением около 30 миллионов человек. Площадь территорий, загрязненных цезием-137 с плотностью выше 1 Ки/кв.км составила более 56 тысяч кв.км (рис. 1), на которой проживало около 3 млн. человек.
Работы по радиационному мониторингу территории страны были развернуты начиная с первых дней после аварии. Первые карты радиоактивного загрязнения были получены к 10 мая (I-131, Cs-137). Всего обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части России (масштаб 1:500000) и цезием-137 (масштаб 1:2500000). К настоящему времени имеется информация об уровнях радиоактивного загрязнения более 12000 населенных пунктов, расположенных на 23 административных территориях субъектов Российской Федерации.
Сразу после аварии, к работам по ликвидации ее последствий были привлечены
сотни тысяч граждан СССР, в том числе — 200 тысяч чел. из России.
Дата | Критерий | Затронутое население или территории | |
1. | 06.05.86 | I(131) в продуктах питания | ~150тыс.чел |
2. | 12.05.86 | 100 мЗв/г | ~100тыс.чел |
3. | 15.05.86 | Мощность дозы (1,3,5,20 мР/час) | <100тыс.чел |
4. | 16.05.86 | Суммарная активность в продуктах питания | <100тыс.чел |
5. | 30.05.86 | Суммарнаяя активность в продуктах питания | 2 млн.чел |
6. | 30.05.86 | Мощность дозы и содержание в продуктах | <700 тыс.га |
7. | 12.06.86 | Мощность дозы | <50 тыс.чел |
8. | 22.08.86a | Cs(137) в почве | 0.2тыс.чел |
9. | 22.08.86a | Cs(137) в почве (15 Kи/км2) | 78.7тыс.чел |
10. | 24.10.86 | Мощность дозы и загрязнение поверхностей | <50 тыс.чел |
11. | 23.04.87 | 30 мЗв/г | 78.7тыс.чел |
12. | 29.07.87 | Мощность дозы и загрязнение поверхностей | <50 тыс.чел |
13. | 12.08.87 | Cs(137) в почве и соц. факторы(15 Kи/км2) | +17.9 тыс.чел |
14. | 15.12.87 | Cs(134) и Cs(137) в продуктах | 1.5 млн.чел |
15. | 23.05.88 | Cs(134) и Cs(137) в почве и продукции | 1 млн.га |
16. | 18.07.88 | 25 мЗв/год | 96 тыс.чел |
17. | 19.07.88 | Мощность дозы и загрязнение поверхностей | <50 тыс.чел |
18. | 13.09.88 | Cs(137) в почве и соц. факторы (15 Kи/км2) | +6.0тыс.чел |
19. | 06.10.88 | Cs(134) и Cs(137) в продуктах | 2 млн.чел |
20. | 22.11.88 | 350 мЗв | |
21. | 24.05.89 и 05.10.89 | 350 мЗв | 4.7 тыс.чел |
22. | 20.10.89 | АР | 100 тыс.чел |
23. | 30.12.89 | Cs(137) в почве(15 Kи/км2) и соц. факторы | +0.7 тыс.чел |
24. | 26.01.90 | Cs в молоке | 200 тыс.чел |
25. | 16.03.90 | 350 мЗв | +2.3 тыс.чел |
26. | 11.05.90 | част/мин см2 | >10 тыс.чел |
27. | 28.09.90 | Cs в почве 1,5,10,15,30 Ки/км2 | 259.6 тыс.чел |
28. | 22.01.91 | Cs(137) в продуктах | 3 млн.чел |
29. | 11.03.91 | Cs в молоке | +75 тыс.чел |
30. | 19.02.91 | Cs(134) и Cs(137) в почве и продукции | 3.5 млн.га |
31. | 08.04.91 | 1 и 5 мЗв/год | |
32. | 15.05.91 | Cs в почве 1,5,10,15,40 Ки/км2,ПГД | |
33. | 28.12.91 | Cs в почве, соц. факторы | 2.3 млн.чел |
34. | 25.02.92 | Cs в почве, соц. факторы | +0.2 млн.чел |
35. | 18.06.92 | Cs в почве, ПГД | |
36. | 01.10.92 | АР по пп.33 и 34 (Госпрограмма) | 3 млн.чел |
37. | 25.12.92 | АР по пп.33 и 34 (Режим территорий) | 8 000 км2 |
38. | 05.04.92 | Cs в почве, соц. факторы | +0.1 млн.чел |
39. | 21.07.93 | Cs(137) в продуктах | 3 млн.чел |
40. | 25.04.95 | Cs в почве, соц. факторы | +70 тыс.чел |
41. | 17.07.95 | 1,5,20 мЗв/год | ~50-100 тыс.чел |
Санитарные ограничения на дозы (годовые или за жизнь), содержание радиоактивных веществ в продуктах питания, загрязнение поверхностей и территории |
Ведомственные рекомендации или инструкции по ведению сельского и лесного хозяйства |
Административные решения (Правительства) по перечням населенных пунктов, в которых осуществлялись мероприятия, включая госпрограммы |
Решения законодательных органов по защите населения |
Научные концепции защиты населения |
1988–1990 годы. Изменения в обществе и понимание негативного эффекта многочисленных ограничений жизнедеятельности инициировали попытку перехода к восстановительной фазе аварии на основе определения предела дополнительной дозы за жизнь в 350 мЗв. По поводу данной концепции в быстро меняющемся обществе, каким тогда был Советский Союз, развернулась острая дискуссия. В данной ситуации Правительство СССР обратилось в МАГАТЭ с просьбой об организации независимой экспертизы. Результаты Международного чернобыльского проекта, подтвердившие достаточность принимаемых защитных мер, не смогли преодолеть наметившуюся тенденцию обострения проблемы. Компетентные организации (НКРЗ СССР, ВОЗ, МАГАТЭ и др.), ориентировавшиеся на радиологические подходы, не смогли в полной мере оценить роли социально-психологических и политических факторов.
В начале 1991 года была принята концепция проживания на загрязненных территориях, которая устанавливала новый уровень вмешательства — дополнительное облучение в дозе свыше 1 мЗв/год. Она нашла отражение в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС", принятом в 1991 году. В этом законе, действующем с небольшими изменениями до настоящего времени, определены льготы и компенсации на основе принципа зонирования территории, по степени их радиоактивного загрязнения. При сильном политическом давлении в основу принципа зонирования, наряду с дозовым критерием, был внесен еще один — плотность загрязнения почвы цезием-137. При этом за нижнюю границу зон радиоактивного загрязнения была взята изолиния в 1 Ки/кв.км.
Таким образом, в первые годы после аварии принимаемые меры носили преимущественно защитный характер и были ориентированы, главным образом, на предотвращение облучения населения выше установленных пределов доз. Вместе с тем, опыт этих лет показал, что эффективные меры по смягчению последствий катастрофы могут быть реализованы только при взаимоувязке на государственном уровне всего комплекса инвестиционных, экологических, экономических и других проблем загрязненных регионов. Первой попыткой, предпринятой в 1988 году, стала Программа работ по Брянской области. В 1990 году была принята Государственная программа, которая включала неотложные меры на 1990–92 годы. Закон, принятый в 1991 году потребовал ее переработки. С 1992 года работы проводятся в соответствии с "Единой государственной программой по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992–1995 годы и на период до 2000 года". Кроме этого реализуются специальные программы — "Дети Чернобыля" и "Жилье для ликвидаторов". Для защиты населения и реабилитации территорий программа реализуется дифференцировано по зонам радиоактивного загрязнения (см. табл. 2).
"Зона проживания с льготным социально экономическим статусом" - территории за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью загрязнения почвы цезием от 1 до 5 Ки/кв.км. | "Зона проживания с правом на отселение" - территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км. | "Зона отселения" - территории за пределами зоны отчуждения, на которых плотность загрязнения почв цезием-137 составляет выше 15 Ки/кв.км. | "Зона отчуждения" - территории, из которых население было эвакуировано либо переселено | ||||
нас. пунктов |
кол-во жителей тыс.чел. |
нас. пунктов |
кол-во жителей тыс.чел. |
нас. пунктов |
кол-во жителей тыс.чел. |
нас. пунктов |
кол-во жителей тыс.чел. |
6594 | 2249 | 802 | 347 | 279 | 91 | 17 | - |
Государственная программа предусматривает снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий до возможно низкого уровня на основе общего повышения уровня жизни, опережающего развития сети здравоохранения, экологического оздоровления окружающей среды и компенсации экономического ущерба (рис. 2).
В настоящее время координация работ по преодолению последствий чернобыльской аварии Правительством Российской Федерации поручена Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В проведении работ принимают участие Министерства здравоохранения и сельского хозяйства, Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора, Федеральная служба леса, Росгидромет, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования и другие ведомства. Часть работ выполняется непосредственно местными органами власти за счет средств государственной программы.
С первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в целях снижения доз облучения населения осуществлялись следующие мероприятия: переселение, дезактивация и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на загрязненные территории и прекращение хозяйственной деятельности, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве, ограничение потребления загрязненных продуктов питания и другие).
Переселение. На начальном этапе работ по защите населения и территорий решения по необходимым мерам принимались, в основном, по принципу исключения острых радиационных поражений у населения и превышения действовавших критериев. В соответствии с этими критериями эвакуация на территории России не проводилась. Осенью 1986 г. были переселены жители лишь из 4 населенных пунктов (186 человек).
Масштабное переселение жителей Брянской области РФ стало осуществляться
с 1989 г. согласно прогнозу превышения пожизненной дозы, а в последующем эта
мера проводилась по отношению к жителям зоны отселения. Для ее части было
введено понятие зоны обязательного отселения. Кроме того было предоставлено
право добровольного выезда жителям зоны проживания с правом на отселение
(загрязнение Cs- 137 выше 5 Ки/кв.км). В результате реализации этих мер за годы
после аварии из загрязненных территорий было переселено или выехало добровольно
почти 50 тысяч человек (рис. 3). Часть жителей отказалась от переселения.
Решения, касающиеся переселения, во многом оказались вынужденными. Они были приняты под мощным давлением общественного мнения и органов законодательной власти. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что в условиях, когда избежать переселения было невозможно по социальным и психологическим причинам, имело смысл, вероятно, ограничиться предоставлением возможности добровольного выезда.
Дезактивация территорий, зданий и сооружений и захоронение отходов. Работы начались в конце мая 1986 года. Они проводились силами подразделений химических войск МО СССР и подразделений гражданской обороны. Работы по дезактивации проводились, в основном, в зоне жесткого контроля (загрязнение Cs-137 выше 15 Ки/кв.км). Всего после аварии была выполнена дезактивация 472 населенных пунктов в западных районах Брянской области. В 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, а в 6 — трижды. Были захоронены десятки тысяч кубометров грунта и других отходов. Захоронения как правило производились в специальные траншеи с глиняными замками и глиняной подушкой вне естественных понижений рельефа и с низким уровнем грунтовых вод.
В 1986–1987 годах дезактивацией удавалось добиться улучшения радиационной обстановки за счет многократного снижения мощности доз излучения в отдельных, но часто посещаемых местах населенных пунктов. К 1989 году сплошная дезактивация практически исчерпала свои возможности.
В период 1990–1995 годов характер работ изменился — проводилась дезактивация лишь локальных участков в населенных пунктах, очистка ферм, отдельных производственных объектов, работы по строительству новых и переоборудованию ранее созданных пунктов временного захоронения, ликвидации (захоронению) малоценных народнохозяйственных объектов, имеющих повышенные уровни радиоактивного загрязнения, пожароопасных или опасных в другом отношении.
Защитные меры в сельском и лесном хозяйстве. Практически все известные защитные меры использовались с 1986 г. На загрязненных территориях были приняты меры по частичной замене культур растений и типов животноводства. Были сокращены площади выращивания ряда культур, свернуто овцеводство, ограничено лесопользование.
За 1986–1994 гг. в 4-х наиболее загрязненных областях Российской Федерации (Брянской, Калужской Тульской и Орловской) только известкование кислых почв было проведено на площади 1334.8 тысяч га, внесение повышенных доз удобрений — на 1526.5 тысячах га, коренное улучшение лугов и пастбищ — на 130.9 тысячах га. Наибольший объем работ был выполнен в Брянской области. Практически повсеместно организовано составление рационов кормления на основе фактической загрязненности кормов. С 1994 года в Брянской области широко внедряется применение ферроцинсодержащих препаратов, способствующих снижению загрязненности молока в 2–4 раза. В Брянской области внедрен заключительный дооткорм скота на чистых кормах и прижизненный контроль содержания цезия в организме животных.
Принятые меры позволили избежать получения сверхнормативно загрязненной растениеводческой продукции везде, кроме наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской области. За прошедшие годы в Калужской области практически прекращено производство загрязненной продукции. В юго-западных районах Брянской области превышение установленных нормативов по основным видам сельхозпродукции многократно снижено (рис. 4).
Разработаны и реализованы меры по обеспечению безопасного ведения работ в сельском и лесном хозяйстве, включая средства индивидуальной защиты и дозиметрический контроль.
Для ограничения поступления радионуклидов в организм жителей вводились временные допустимые уровни (ВДУ) содержания радиоактивных веществ в продуктах питания.
Практическая реализация ограничений связана с системой обязательного контроля, осуществляемой производителями продукции и санитарными службами. Ежегодные объемы контроля только в Брянской области достигают 100 тысяч измерений. Любой житель может получить информацию о результатах анализа продуктов питания. В тех случаях, когда контролируемая продукция не соответствует ВДУ (рис. 5), она перерабатывается или утилизируется. Предупреждение потребления загрязненных продуктов питания преследуют и многочисленные запреты на сбор грибов, ягод, лекарственных трав, заготовку сена в лесах и т.д., которые сохраняются до настоящего времени.
Эффективность системы ограничений оказалась достаточно высокой. Средняя доза внутреннего облучения за 1986 год по зоне жесткого контроля (выше 15 Ки/кв.км) не превышала 15 мЗв, в 1989 году у 95% жителей этой зоны дозы внутреннего облучения были меньше 2.5 мЗв, а в 1994 году — ниже 1 мЗв.
Для жителей, ведущих сельскохозяйственную деятельность, распространялись рекомендации по правилам ведения приусадебных участков, способам переработки продукции, грибов и ягод, правилам содержания домашних животных, гигиеническим мерам. В наиболее загрязненных регионах известкование и внесение калийных удобрений было проведено и на приусадебных участках. Местным властям неоднократно рекомендавалось выделять окультуренные пастбища для выпаса частного скота. Однако, в силу ряда причин, не все рекомендации выполнялись. В результате молоко — один из основных компонентов рациона, зачастую оказывалось загрязненным сверх установленных нормативов. В настоящее время начато применение ферроцинсодержащих препаратов для коров частного сектора. Препараты распространяются бесплатно.
Меры по благоустройству населенных пунктов, которые в больших объемах реализовывались на загрязненных территориях, также способствовали снижению доз. Это газификация, строительство и обустройство дорог, строительство объектов жилищно- коммунального хозяйства, обустройство улиц и зон рекреации, строительство и ремонт водоснабжения и канализации.
Реализовывались и другие меры, которые прямо или косвенно приводили к снижению доз облучения, или трактовались общественностью как защитные. С 1986 года начали осуществляться мероприятия по оздоровлению детей — их организованный вывоз в санатории и дома отдыха. Населению выплачиваются компенсации и предоставляются многочисленные социальные льготы. В загрязненных районах приняты меры по снижению доз облучения при медицинских процедурах. Реализованный комплекс защитных мер обусловил значительное снижение доз облучения населения (рис. 6).
Все годы после аварии областным и районным медицинским учреждениям поставлялись или выделялись бюджетные средства на приобретение диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. Принимались меры по привлечению необходимых медицинских кадров. Только за 1992–1995 годы в рамках программы было построено и введено в эксплуатацию больниц — на 750 мест, поликлиник — на 4585 посещений в смену.
Большое внимание уделялось охране здоровья участников ликвидации последствий аварии. Создан Всероссийский центр экологической медицины в г. Санкт-Петербурге, который стал головной организацией по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Центр оснащен современным оборудованием и способен оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь более чем 1500 больным в год. В период с 1992 по 1995 годы в Центре были квалифицированно обследованы и получили лечение более 8 тысяч человек. Создано 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Созданы и функционируют 4 центра социально-психологической реабилитации в Брянской, Орловской и Тульской областях, ориентированные на правовую, социальную и психологическую помощь всем возрастным группам пострадавшего населения.
Для обеспечения учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, создан Российский Государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР) (рис. 7). Число зарегистрированных в РГМДР лиц, подвергшихся радиационному воздействию после чернобыльской катастрофы, составляет 435 тысяч человек (в том числе 152 тысячи ликвидаторов). Включение в регистр предполагает регулярную диспансеризацию. Регистр включает в себя три уровня ведения наблюдения: Государственный уровень регистра, областной и районный уровни.
Только в последние годы к медицинским наблюдениям было привлечено 25 ведущих профильных НИИ системы Минздравмедпрома России и Российской академии медицинских наук.
Для загрязненных районов реализуются специальные продовольственные программы, которые предусматривают выпуск продукции с лечебными и радиопротекторными свойствами.
С 1991 года особое внимание уделялось социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию и экономической реабилитации территорий затронутых аварией. Участникам работ по ликвидации последствий аварии и проживающему населению (дифференцированно по зонам) предоставлены многочисленные льготы и компенсации (бесплатное приобретение лекарств; бесплатное оказание медицинской помощи; уменьшение возраста выхода на пенсию; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; налоговые льготы и т.д.). Кроме этого на загрязненных территориях выполнен большой объем работ по строительству жилья (свыше 2 миллионов кв.м ),объектов здравоохранения, социальной и производственной сферы.
Только за 1992–1995 годы в загрязненных районах построено и введено в эксплуатацию 1200 тысяч кв.м общей площади жилых домов, общеобразовательных школ — на 15,5 тысяч ученических мест, дошкольных учреждений — на 3 тысячи мест, клубов и домов культуры — на 3,5 тысячи мест, газопроводов — свыше 1,5 тысяч км, дорог — более 500 км.
Для предприятий этих зон предоставлены экономические льготы, включая налоговые. Ряду регионов предоставлена возможность получения льготных кредитов.
Начиная с 1986 года к научно-исследовательским работам, призванным смягчить последствия аварии были привлечены сотни научно-исследовательских организаций. Научные исследования координировали и проводили такие крупные научные центры, как: НПО ТАЙФУН, Институт прикладной геофизики и Институт глобального климата и экологии — в части мониторинга окружающей среды; НИИ радиационной гигиены (г. Санкт- Петербург) и ГНЦ "Институт биофизики" — в части оценки радиационно-гигиенической ситуации и доз облучения населения; Медицинский радиологический научный центр РАМН — в части наблюдения за состоянием здоровья сотен тысяч лиц, включенных в регистр, ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии — в части разработки научных основ ведения агоропромышленного производства на загрязненных территориях: Институт эволюционной экологии и морфологии животных — в части проблем радиоэкологии; РНЦ "Курчатовский институт" — в части физико-химических и технических последствий аварии и разработки новых средств мониторинга; Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН — по проблемам информационно-аналитической поддержки работ; Институт экономики РАН и ВНИИ ГОЧС — по проблемам экономической реабилитации. В результате выполненных научно-исследовательских работ разработаны многочисленные рекомендации, технологии, приборы и оборудование, которые использовались в работах по преодолению последствий аварии. Многие исследования будут продолжены. Общую координацию работ осуществляет научный совет Российской Академии наук и МЧС России по проблемам последствий аварии (председатель — академик РАН С.Т.Беляев) и Российская научная комиссия радиационной защиты (председатель — академик РАМН А.Ф.Цыб).
Первые годы ликвидация последствий катастрофы осуществлялась Советским Союзом самостоятельно, практически без участия других стран. Исключение составляет помощь в лечении больных ОЛБ и некоторые гуманитарные программы. После реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций (1990 г.) и специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по чернобыльской проблеме (45/190 от 21 декабря 1990 г.) международные контакты получили значительное развитие. Интересным и эффективным оказалось международное сотрудничество между КЕС и странами СНГ, в рамках которого реализовано 16 научно-исследовательских проектов. Научная кооперация подобного масштаба, когда в исследовательских проектах участвует около 200 лабораторий и институтов, принципиально изменяет уровень исследований в таких областях, как поведение радиоактивных веществ в окружающей среде; анализ риска и управление им; дозы и эффекты облучения. Положительный резонанс среди населения получила практическая Российско-Германская измерительная программа. Много полезных результатов получено в работах по двусторонним соглашениям с США и Францией. Существенен вклад Всемирной ораганизации здравоохранения (программа АЙФЕКА), ЮНЕСКО и других международных организаций в помощь ликвидации последствий аварии. Начаты работы по использованию чернобыльского опыта при подготовке к чрезвычайным ситуациям на ядерных объектах. В 1995 году прошло крупное международное учение "Полярные Зори-95", организованное МЧС России совместно с ДГВ ООН.
Реализация "Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992–1995 годы и на период до 2000 года" позволила во многом смягчить последствия аварии, однако современная ситуация по прежнему далеко неблагополучна.
К настоящему времени около 100 тысяч чел. подвергаются дополнительному облучению в дозах свыше 1мЗв/год, а в 4-х населенных пунктах средние дозы дополнительного облучения превышают 5 мЗв/год. На больших территориях отмечаются случаи обнаружения радиоактивных веществ в сельскохозяйственной продукции в количествах превышающих допустимые значения, в том числе в молоке, в грибах и ягодах. Ухудшение экономической ситуации обусловило повышения доли продукции собственного производства, лесных грибов и ягод в рационе жителей. По этим причинам в ряде населенных пунктов наблюдается рост доз внутреннего облучения.
Сельское хозяйство. Радиоактивному загрязнению после аварии в России подверглись 2 миллиона 955 тысяч гектаров сельхозугодий, в том числе 171 тысяч га с плотностью 15 Ки/кв.км. и выше. Естественные процессы и реализованные контрмеры позволили многократно снизить бракераж продукции.
Вместе с тем, ухудшение экономической ситуации в стране обусловило сокращение объемов специальных агромероприятий в 1993–1994 годах, что в свою очередь вызвало повышение содержания радиоцезия в растениеводческой продукции и кормах. В Новозыбковском районе, например, уровень загрязнения сена и кормов в 1994 году по сравнению с 1992 годом вырос в среднем 1.5 раза.
Остается нерешенной проблема реабилитация кормовых угодий, расположенных в поймах рек (в водоохранной зоне практически невозможно использование традиционных технологий). В засушливые годы для многих хозяйств эти угодья являются основным источником кормов. В 1994–95 гг. в Брянской области зарегистрированы в продуктах питания в частном секторе слудующие концентрации Cs-137: молоко — 3070 Бк/л, мясо домашних животных — 7 кБк/кг.
Лесное хозяйство. Наибольшее загрязнение лесного фонда наблюдается в Бpянской (228.5 тысяч га), Калужской (159 тысяч га). Тульской (107.6 тысяч га) и Орловской (93 тысяч га) областях, что составляет более 30% общей площади лесного фонда в этих областях Соблюдение принятых технологических условий и ограничений при заготовке позволяет в целом обеспечить нормативное содержание радионуклидов в древо и пиломатериалах. Исключение составляет заготовка дров и хвойно-витаминной муки, которые ранее производились в этих районах в больших количествах. Сегодня на более 59 тысяч га лесов прекращена хозяйственная деятельность. Результат — ухудшение санитарного состояния и возрастание пожароопасности. В Брянской области в этих зонах выявлено 10 тысяч га высохшего леса. Другим примером может служить факт первого выделения возбудителя туляремии в Брянской области. Содержание радиоцезия в мясе диких животных, грибах и ягодах зачастую многократно превышает принятые санитарные уровни и не имеет тенденций к снижению.
Реки и озера. Загрязнение воды и донных отложений практически во всех реках и водоемах не представляет опасности для водопользования. Исключение составляют несколько озер, в том числе озеро Кожановское (запасы цезия около 100 Ки при площади зеркала 6.5 кв.км.). Содержание цезия-137 в образцах рыбы из данного водоема многократно превосходит допустимые уровни.
Демографическая ситуация в затронутых аварией районах в целом повторяет драматические тенденции, характерные для современной России — рост смертности и снижение рождаемости и, как следствие этого, естественная убыль населения (рис.8, табл. 3). В отдельные годы (1992–1993 годы), благодаря реализации мер социальной защиты, в зонах радиоактивного загрязнения удавалось добиваться некоторого улучшения показателей по рождаемости и снижения темпов роста смертности. Однако оценки показывают, что в случае пессимистичного варианта социально-экономического развития России демографическая ситуация в наиболее загрязненных районах будет ухудшаться гораздо более высокими темпами, чем в России в целом.
Рис.8. Динамика рождаемости и общей смертности в наиболее загрязненных областях и в целом по стране (ЦЭР - центральный экономический район)
РЕГИОН | Доля сельских жителей,(%) |
Рождаемость на 1000 | Общая смертность на 1000 | ||||
1994 | 1992 | 1993 | 1994 | 1992 | 1993 | 1994 | |
ЗО | 53 | 13.1 | 12.3 | 11.2 | 15.1 | 18.4 | 19.8 |
ЗПО | 51 | 10.2 | 9.4 | 9.5 | 15.1 | 17.9 | 19.5 |
Брянская | 32 | 11.2 | 10.2 | 9.8 | 13.7 | 15.9 | 16.9 |
Тульская | 19 | 8.2 | 7.7 | 7.6 | 15.8 | 18.4 | 20.5 |
ЦЭР | 17 | 8.4 | 7.6 | 7.8 | 14.3 | 16.6 | 18.2 |
Россия | 27 | 10.7 | 9.4 | 9.6 | 12.2 | 14.5 | 15.7 |
На сегодня из загрязненных районов выехали наиболее обеспокоенные жители, как правило это семьи имевшие детей и лица трудоспособного возраста. С 1993 года в загрязненных районах стало наблюдаться положительное сальдо миграции, правда в основном за счет приезда новых жителей в города и крупные поселки (рис. 9).
Наиболее вероятным последствием воздействия радиации на человека является риск развития злокачественных новообразований (в первую очередь опухолей щитовидной железы у детей и подростков Брянской области). В связи с ожидаемыми последствиями для всех детей, проживающих на загрязненных территориях было организовано ежегодное медицинское обследование, включающее ультразвуковое обследование щитовидной железы. К настоящему времени в Брянской (рис. 10), Калужской, Орловской и Тульской областях выявлено более 100 случаев рака щитовидной железы у лиц бывших на момент аварии детьми и подростками, что в десятки раз выше средних показателей.
По прогнозам даже в наиболее загрязненных районах не ожидалось возникновения "эпидемии" лейкозов, других онкозаболеваний и генетических нарушений. Проведенные исследования позволяют утверждать, что по состоянию на 1995 г. мы не имеем явного роста лейкемий, сулидных опухолей и генетических нарушений среди населения, подвергшегося радиационному воздействию.
Общая заболеваемость и ее структура на данном этапе количественно и по тенденциям в целом не отличается от процессов, происходящих в России. Однако, местными медицинскими и научными учреждениями выявлены отдельные нарушения в состоянии здоровья: увеличение частоты заболеваемости ишемической болезнью, сахарным диабетом и язвенной болезнью желудка, выявлены признаки угнетения функционирования имунной системы. Для детского населения отмечен рост общей и первичной заболеваемости эндокринной системы, болезнями крови, врожденными аномалиями развития и болезнями органов пищеварения. Отмечается устойчивый рост заболеваемости, связанной с психическими расстройствами.
Наблюдения, проводимые в рамках Национального Российского Чернобыльского регистра, также выявили неблагоприятные тенденции в динамике отдельных классов общесоматических заболеваний у детского и взрослого населения загрязненных территорий.
Большую роль в снижении адаптационных возможностей организма играет высокий уровень тревожности населения загрязненных территорий. Постоянное психо-эмоциональное напряжение, повышенный страх перед радиацией, пассивное ожидание помощи и разочарование при ее отсутствии вызывают неблагоприятные изменения здоровья. У населения загрязненных территорий сформировался психологический дистресс, который выражается в увеличении числа невротических стрессовых расстройств, психосоматических симптомов.
Проводимый мониторинг социально-психологической ситуации в зонах радиоактивного загрязнения позволил установить некоторые тенденции. В начале экономических реформ вплоть до 1993 года, удавалось выявить явное компенсирующее действие Федеральной программы на население. Негативные тенденции, характерные для всей России, проявлялись здесь с некоторой задержкой и в менее выраженных формах. По некоторым показателям (внутренняя напряженность и др.) ситуация в зонах льготного статуса и с правом на отселение оказывалась лучшей, чем в контрольных. Продолжающееся повсеместное снижение уровня жизни и снижение объемов финансирования постепенно нивелировало эти положительные отличия. Не произошло серьезных изменений и с негативными тенденциями. Как и прежде, население гораздо хуже, чем в контрольных территориях, оценивает состояние своего здоровья, состояние загрязнения окружающей среды и своей информированности по этим вопросам.
Экономическое положение на загрязненных территориях в настоящее время крайне неблагополучное. В течение первых послеаварийных лет, вплоть до 1993 года оно было достаточно стабильным благодаря централизованному финансированию по государственным программам. Начиная с 1994 года в общественном секторе наблюдается сокращение поголовья скота и заготовок мяса. Аналогична ситуация и в растениеводстве, где в последний период сократилось производство основных сельхозкультур в 1.5-2 раза за счет снижения урожайности и сокращения возделываемых площадей. Данные обстоятельства можно связывать с общим снижением сельхозпроизводства в России. Однако, результаты исследований показывают как на более низкий уровень доходов жителей загрязненых районов по сравнению с чистыми, так и на зависимость уровня доходов от общего загрязнения области. Наиболее низкие доходы на душу населения наблюдаются в загрязненных районах Брянской области.
Наблюдения в рамках национального Регистра выявили неблагоприятные тенденции в динамике отдельных классов общесоматических заболеваний у ликвидаторов. По данным РГМДР средняя доза внешнего облучения участников ликвидации последствий аварии составила около 12 сГр. Более 44% участников ЛПА получили дозы от 10 до 25 сГр. Средняя продолжительность работы в зоне радиационного воздействия составила около двух месяцев. По ряду классов болезней показатель заболеваемости ликвидаторов 1986 года статистически значимо отличается от соответствующих показателей в дозовой группе 0–5 сГр, которую составляют ликвидаторы 1988 года. С учетом воздействия комплекса факторов радиационной и нерадиационной природы ликвидаторы 1986–1987 годов представляют группу особого риска.
Анализ основных форм заболеваний, рассматриваемых экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, показал, что наиболее часто предметом экспертизы являются заболевания системы кровообращения, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения, психические расстройства, онкологические заболевания. На фоне проблем со здоровьем ликвидаторы оказываются гораздо более уязвимыми в других сферах жизни. Тем более, что определенные социальные гарантии, предоставленные им со стороны государства в соответствии с Законом, выполняются не в полной мере. Особенно остро стоит вопрос об обеспечении жильем участников работ по ликвидации последствий аварии. Для его решения в 1995 году разработана и утверждена специальная Федеральная программа "Жилье для ликвидаторов".
За 10 лет после Чернобыльской катастрофы накоплен огромный опыт в ликвидации ее последствий по целому ряду практических направлений в различных областях науки и техники (медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, работе с населением и т.д.).
Для сохранения этого опыта государственной программой предусмотрен крупный информационный проект — управленческая информационная система "Чернобыль" (рис. 11) с центральным банком обобщенных данных (рис. 12) в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (г. Москва), в котором собирается информация по радиационно-гигиеническим, экологическим, социально-психологическим и экономическим аспектам аварии. В этой информационной системе сбор и систематизация данных сопровождается разработкой и эксплуатацией информационных систем по проблеме, систем поддержки принятия решений и систем тренинга, апробированного в деловых играх и командно-штабных учениях: российско-французская деловая игра "Санкт-Петербург — 93", КШУ МЧС России в ноябре 1994 г., КШУ "Полярные зори — 95" (МЧС России совместно с ДГВ ООН). При подготовке учения "Полярные Зори — 95" широко использовался чернобыльский опыт.
Реализация комплекса защитных мер обеспечила существенное снижение доз облучения населения, проживающего на территориях России, загрязненных в результате аварии на ЧАЭС, и коллективную дозу облучения всего населения РФ. В настоящее время кризисное состояние экономики не позволяет в полном объеме реализовывать намеченные ранее планы по минимизации последствий аварии. Однако реализация государственой программы будет продолжена.
В канун 10-летия чернобыльской катастрофы важно оценить состояние проблемы и перспективы преодоления последствий аварии на территории России.Краткие итоги могут быть сформулированы следующим образом:
Представляется важным выделить две группы задач долгосрочных мер практического и научного плана и первоочередных задач ближайших лет.
К проблемам, которые потребуют усилий со стороны государства как до 2000 года, так и в последующий период, следует отнести:
О задачах 1996–2000 годов. Упомянутый выше Закон о радиационной безопасности и принятая РНКРЗ в 1995 году "Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению" составляют правовую и научную основу для приведения в соответствие с ними "Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС". Накопленный опыт убедительно доказывает, что единовременно свернуть масштаб реализации программы с территории в 57 тысяч кв.км., очерченной изолинией по плотности загрязнения цезием-137 в 1 Ки/кв.км. до ограниченных территорий, где дозы дополнительного облучения превышают 1 мЗв/год, весьма проблематично. Возможная негативная реакция населения и местных властей может усугубить и без того немалые социальные последствия катастрофы. В этой ситуации необходима выработка стратегии переходного периода, длительностью несколько лет, который обеспечил бы плавный "адекватно воспринимаемый" населением выход регионов из сферы действия государственной программы преодоления последствий аварии.